А.П.Костенко - 60 лет, ровно тридцать из которых он работает в «Металлисте» водителем автобуса.

Клубный журнал "Металлист" №8 (2007 год)  http://www.metalist.ua/

 

Александр Костенко: «Все прошли через мой автобус!»

 

Александру Прокофьевичу Костенко— шестьдесят лет, ровно тридцать из которых он работает в футбольном клубе «Металлист» водителем автобуса. Три десятка лет «Прокофыч», как ласково именуют его в клубе, возит любимцев харьковской футбольной публики по городам огромной, а когда-то и вовсе необъятной родины.И лишь раз, по его же признанию, не довез команду до города, где проходил матч. Ирония судьбы, но случилось это из-за поломки... «Мерседеса». Команда, конечно, до места назначения добралась, благо Александр Прокофьевич предупредил о возможной неполадке, а потому на встречу «Металлисту» мчался гостевой автобус.

 

30 лет огромный период в жизни любого человека, не говоря ужео карьере. Расскажите, как вы попали в «Металлист»?

—У меня в клубе работал знакомый, который и помог устроиться на освободившееся место. Клубу выделили «Икарус», на котором работал Николай Алексеевич (коллега Костенко —прим. ред.), а меня взяли на гостевой автобус и оформили на завод имени Малышева — тогда водители числились там. И когда он по семейным обстоятельствам перестал работать, я и перешел «под команду».

Говоря футбольным языком, вы сравнительно быстро перешлиот дублирующего состава к основному... Какие воспоминания остались о тех временах, когда вы только пришли работать в клуб?

— В год моего прихода команда как раз вылетела из первой лиги в украинскую зону второй лиги. Тогда тренером был Олег Александрович Ошемков, который, к сожалению умер. Его сменил Андрей Поскотин. Что и говорить - молодежь, поездки... Тогда по три выездные игры подряд были, а поскольку самолетами летать было очень проблематично,то ездили в основном на автобусе. Представьте себе —три игры (и успеть надо на каждую), а перерыв между ними всего двое суток. Интересно было, коллектив тогда был отличный, в том году мы пробились уже в лигу, а это уже союзный масштаб. Летишь в Москву, встречаешь команду и в Ярославль, Кострому... Работали во многом в ущерб семье —в среднем за год наезжали по семьдесят тысяч километров. Еще на сборы ездили. Трудность была в том, что тогда осень и весна были —то гололед, то туман. Но это ничего, главное, конечно, что бы автобус не подводил —за тридцать лет я только один раз не довез команду до места назначения. В день игры я пошел со стоянки забирать автобус —смотрю, а там утечка воздуха сумасшедшая. Я в принципе знал, в чем причина и сколько займет времени ремонт, но подстраховался и хозяева выслали нам гостевой автобус. Мы сели и поехали, но на пол пути пришлось пересаживать команду. К концу игры я, правда, успел исправить автобус и приехал к стадиону забирать ребят. Вообще же автобус —это второй дом футболистов. Он всегда должен быть чистым и ухоженным, а главное, чтобы не было поломок в дороге. В конце 76-го года в команду пришел Евгений Лемешко, с которым я проработал 13 лет. Так вот у него был такой подход, что третьего января надо ехать на сборы, а поскольку чемпионат тогда начинался в апреле, то я вместе с командой находился по три месяца. Бывали ситуации, что по трое суток сидели занесенные снегом и ели из одной тарелки —такой тогда былколлектив.

В какой из периодов «Металлист» был наиболее сплоченным коллективом?

— Очень приятно было работать во времена Евгения Филипповича Лемешко, который жив, здоров в свои восемьдесят лет. Он принял команду во второй лиге, и через некоторое время вывел сначала в первую, а потом и в высшую лигу Союза. В 1988-ом годуон вместе с ребятами выиграл Кубок СССР. Приятно, что в эти успехи вложен свой собственный труд, свое здоровье. Сейчас команда сильная, на третьем месте, но до результата еще далеко— будет очень сложно. Соперники очень достойные, да и в элитном дивизионе слабых команд и не бывает, правильно? (улыбается - прим. ред.).

Нынешний коллектив напоминает вам те приятные времена?

Дело в том, что сейчас много легионеров, с которыми построить отношение тяжелее. Сергей Малько, Тарасов Юра, Бачиашвили Нодар, сейчас Саша Рыкун —все наши люди —простые ребята. Сейчас найти контакт сложней за последние пять лет через команду прошло много людей —не важные быливремена, можно сказать. Нынче же благодаря Маркевичу чувствуется коллектив. Футбол —игра командная, и Мирон Богданович напоминает мне бывших тренеров «Металлиста» тем, что выстраивает комбинационную игру. А, как известно, качественного футбола без хорошей атмосферы внутри коллектива не бывает.

Были ли у вас дружеские отношения с футболистами?

— Да. С Камарзаевым Виктором дружили, даже семьями в гости друг к другу ходили. С Линке Володей не плохие отношения, с Юрой Тарасовым. Поточняк Ростислав до сих пор, когда приезжает, меня находит. И Журавчак, и Лихачев Генка —очень приятно вспомнить ту плеяду футболистов, которые были просты в общении и дружбе. Приятно было работать, есть что вспомнить.

Про современный футбол

Нынешний футбол стал намного быстрей. Тогда на поле все решало не столько мастерство, сколько бойцовские качества, которыми всегда славился «Металлист». А сейчас вышли на более комбинационный футбол. Нынче во всех командах появились легионеры, которые демонстрируют интересный футбол и обогащают игру. Игра стала намного красочней. Раньше за тайм создавалось один-два момента, а в нынешние времена их на порядок больше.

Про дефицит

Кода вышли в первую лигу —начался футбольный бум. И ночью приходили просить билеты, а тогда их выдавали только под роспись в количестве двух штук! С помощью билетов можно было решать всякие вопросы —дефицит! В парк приезжаешь и если какая поломкато ребята все бросали и бежали помогать в ремонте.

Про известных людей

В свое время на сборах приходилось возить Лобановского, причем одного в автобусе. Играли контрольные матчи, и он оставался для интервью, выполнению разных формальностей по сборам. А с транспортом тогда большие проблемы были —вот и возил его. Доводилось и Старостина, и Бескова встречать. В день игры встречал абсолютно все команды высшей лиги, а тогда и Газаев играл, и Сахаров —сильные игроки. Не говоря уже о том, что был и Блохин, и Буряк —все прошли через мой автобус (смеемся - прим. авт.)!!!




Наверх


© 2009-2023 E.Argunov, V.Biloshenko