Главный тренер харьковского "Металлиста" – Л.И.Ткаченко о бедственном положении команды. 1991 г.

Еженедельник "Футбол-Хоккей"

 

Главный тренер Металлиста – Л.И.Ткаченко о бедственном положении команды. 1991 год.

В мае чемпионат страны подарил нам маленькую сенсацию. В пятерке лучших, откуда ни возьмись, появился харьковский «Металлист», обычно промышлявший на задворках высшей лиги. Был момент, когда харьковчане по числу набранных очков уступали только лидеру – ЦСКА. Ни специалисты, ни болельщики не придали особого внимания весеннему куражу «Металлиста» и на первый взгляд вроде бы оказались правы. Спустя полтора месяца харьковчане уже обретались в привычной тусовке команд, хватающихся за каждую спасительную соломинку, чтобы не вылететь в первую лигу. И все же в группу лидеров «Металлист» угодил не с бухты-барахты.

За время выступлений на высшем уровне под флагом «Металлиста» харьковская команда была близка к первой пятерке в 1989 году, но, проиграв в последнем туре «Черноморцу», финишировала 7-й, немного не дотянув до рекорда харьковского футбола в чемпионатах (6-е место), установленного в 1961 году «Авангардом» под водительством Александра Семеновича Пономарева. А покушение на рекорд организовал дебютант в роли главного тренера, тогда 36-летний Леонид Иванович Ткаченко.

«Единственную свою заслугу усматриваю в том, что мне посчастливилось сохранить команду, – скромничает Ткаченко, ныне заслуженный тренер Украины. – Игроков пришлось собирать не только по всему городу, но извлекать уже и из других коллективов. Удалось раскрепостить ребят психологически. К тому же они из кожи вон лезли, стремясь то ли доказать свою правоту, то ли загладить вину. Ведь это по их инициативе ушел из «Металлиста» Евгений Филиппович Лемешко, завершилась, без преувеличения сказать, целая эпоха в харьковском футболе, связанная с его именем, в которой – выход команды из второй лиги в высшую, выигрыш Кубка СССР, участие в турнире на Кубок кубков.

– Противоречий в своих словах не чувствуете? Ведь от того состава двухлетней давности, что подготовил Лемешко, сейчас остались рожки да ножки.

– Противоречий нет. На тот момент альтернативы футболистам, приближавшимся к критическому возрасту, просто не было. Но реконструкция надвигалась неотвратимо. Щербак, Якубовский, Баранов на высшем уровне себя исчерпали, их ровесник Тарасов, хотя и не реализовал себя полностью, мыслями был уже за границей. Предвидя колоссальные трудности, мы приступили к созданию новой команды.

– Многих бед, наверное, можно было бы избежать, если бы, в прежних традициях «Металлиста», пригласить опытных футболистов, отыгравших свое, скажем, в киевском «Динамо», Ведь когда-то Буряк, Лозинский, Бойко, Думанский добросовестно «отрабатывали» за «Металлист», поддержали команду на плаву.

– То были другие времена. Сами знаете, куда теперь смотрят футболисты к концу своей карьеры. Это, во-первых. А во-вторых, за каждого игрока высшей лиги теперь вынь да положи кругленькую сумму. А наших нынешних средств хватает на приглашение игроков разве что из второй лиги да из местного интерната.

– Видимо, все эти новые веяния больно бьют по не слишком тугому карману «Металлиста»?

– Тем не менее, я поддерживаю переход нашего футбола на общепринятую в мире экономическую и правовую основу. Один только пример. Раньше именитые клубы подходили к нам, нижестоящим, с позиции силы. Бывало, приглянется киевскому «Динамо» кто-то в «Металлисте», так сам председатель облспорткомитета, дорожа своим рабочим местом, буквально выпроваживает его в столицу Украины. В этом году такой прием в отношении Кутепова у киевлян не прошел. Пришлось раскошелиться, иначе Всесоюзная федерация не утвердила бы его переход. Пораньше бы нам прийти к этим правовым нормативам, не случился бы и бунт в «Металлисте», приведший к уходу человека, его создавшего.

– Нескромный вопрос: если не ошибаюсь, вы были единомышленником Лемешко, но почему-то остались в команде?

– Он и уговорил. Я ведь решил уйти вслед за ним.

– Видимо, он не хотел оставлять свое наследство в чужих, не харьковских руках?

– Да, я считаю себя харьковчанином, хотя моя прописка в городе обозначена только 1978 годом. Родился в Крыму, в футбол научился играть в Калининграде, там отслужил в армии. Потом по приглашению известного на Украине тренера Виктора Жилина переехал в Житомир, а спустя два года с легкой руки Лемешко стал харьковчанином, видимо, на всю жизнь. С «Металлистом» я прошел вторую, первую лигу, отыграл два сезона в высшей, а, закончив выступления в 1983 году, стал вторым тренером команды.

– «Металлист», наверное, все-таки не та команда, о которой мечтает молодой специалист, приступая к самостоятельной работе. Вечная борьба за существование, должно быть, выматывает всю душу?

– Новые условия жизнедеятельности должны были подравнять возможности команд. Поэтому и «Металлисту» не грех было задуматься о больших высотах. Но сейчас у меня одно желание: выстоять в борьбе за место в высшей лиге и сразу же по окончании сезона подать заявление об уходе.

– Вот те раз! А говорят, что «Металлист» – сейчас на редкость перспективная команда.

– У нас подобралась группа очень способных 19–22-летних ребят. Вратарь Помазун и нападающий Кандауров известны по юношеским сборным. Пец в 21 год успешно освоил амплуа «чистильщика». В лице Призетко вырастает настоящий бомбардир. Не менее перспективны Касторный, Яблонский, Шулятицкий, Хомуха, Скаченко, Ниченко.

– Но турнирные качели уже отбросили вас сверху вниз, и обратного хода что-то не намечается.

– Вижу несколько причин нашего возвращения в лоно аутсайдеров. То, что лежит на поверхности, – потеря из-за травм сразу двух форвардов, на которых в период подготовки делалась ставка, – Колесника и Есипова. Видимо, и мне еще не хватает опыта: переоценил возможности молодых. Не в плане умения. Они не справились с моральной усталостью, как мы говорим, быстро «наелись». Зря мы ввязались в два тяжелых международных турнира. В конце сыграли 6 матчей за 12 дней на Кубок Пхеньяна, а потом еще 6 за такой же срок в Шеффилде на Всемирной универсиаде.

– После поражения от японцев и ничьих с командами Румынии и Уругвая вы заняли там, в группе последнее место.

– Да, но после окончания группового турнира мы в «утешительном» обыграли команды Ирландии – 5:1, Алжира – 4:0, Румынии – 2:0 и заняли в итоге 9-е место. Если бы в группе набрали хотя бы на одно очко больше, оспаривали бы 1–8-е места.

– Кто же вам не давал? Уж японцев-то наши команды с завязанными глазами должны обыгрывать.

– Мы тоже так думали. Но натолкнулись на техничного, в высшей степени дисциплинированного соперника, которого на фоне нашей усталости обыграть просто невозможно.

– Откуда взялся этот фон?

– Перед отъездом в Англию «Металлист» с интервалом в три дня провел два труднейших матча с «Памиром» и «Пахтакором» в более чем 40-градусную жару, а еще через три дня вышел на игру с командой Японии. Причем по приезде нас 6 часов продержали на аккредитации. Против Уругвая вели 2:0 еще за 12 минут до финального свистка, а в итоге – 2:2. Да и в остальных матчах на последние 15–20 минут команды не хватало.

– Но ведь вы не могли не ощущать состояния своих игроков. Может быть, стоило уступить место в нашей делегации на Универсиаду другим?

– Знаете, наверное, какой срок у нас от начала оформления до отъезда. Но если бы и можно было отказаться, я бы на это не пошел. Раз в жизни нашим молодым футболистам (а ездили те, кто не старше 26 лет) выпало счастье попасть на праздник. Надеялся, что и под грузом усталости команде удастся достичь финала. Но компания подобралась на Универсиаде нешуточная. Уверен, что сборная Южной Кореи, выигравшая турнир, команды Голландии, Румынии были укомплектованы футболистами высшего эшелона.

Но и опыт приобрели бесценный, быстро разобрались, кто есть кто в «Металлисте». В обстановке, когда требовалась максимальная отдача, воля, психологическая устойчивость, высокая ответственность, большинство выходило на поле с горящими глазами и билось «насмерть». Но оказались, к сожалению, и такие, кто приехал на турнир, как в студенческий лагерь, И еще. Я давно заметил, что, огульно охаивая историческое прошлое своей страны, мы часто перегибаем палку. И вот результат: молодежь (не только футболисты) утрачивает чувство патриотизма. Ребята из других стран бурно отмечали каждую, пусть единичную победу, устраивали шествия с песнями, национальными флагами. У нас – тишина. Что мы по-прежнему умеем, так это делать трагедию из каждой неудачи.

Попал на баскетбольный матч СССР – Япония. Наши ведут очков 50, а японцы после каждого своего попадания поздравляют, обнимают друг друга, тренер вскакивает со скамейки, приветствует отличившегося. Подумалось, а мог бы я восхищаться голом своей команды при счете 0:5?.. Видимо, у них другая психология, все время ищут и находят повод для радости в игре, а душевный подъем, в свою очередь, способствует прогрессу игровому.

– Что-то мы с вами поехали все дальше на восток от темы. Так почему же вы не хотите дальше работать с командой?

– Я не хочу? Очень хочу, тем более с этими ребятами. Они обязательно себя еще покажут. Боюсь только, не в «Металлисте», а в «Торпедо» или киевском «Динамо». В таком бедственном положении, как сейчас, «Металлист» в предыдущие 12 лет ни разу не был. Команда второй лиги и та нам не позавидует.

– Имеете в виду материальные, бытовые условия? Что же случилось?

– Многие годы команду надежно оберегала от невзгод «грозная броня» танкостроительного завода имени Малышева. Заботились о нас город и область. Причем без всяких крайностей. Футболистов не задаривали, все было по заслугам и ничего лишнего. Но в связи с конверсией завод оказался в затруднительном положении. На выделяемые им средства теперь не прожить и месяца. Тем более что все подорожало. Если раньше футболиста можно было прокормить в день на 8 р. 60 к., то теперь еле укладываемся в полсотни. Отцам города тоже не до футбола, увлеклись борьбой друг с другом. Существуем в основном за счет личных контактов, напоминающих, грубо говоря, взаимоотношения нищего с прохожими. Кто-то подаст, другой с презрением отвернется. Причем с протянутой рукой приходится в основном ходить мне, с другими руководителями команды разговаривать почему-то не хотят. Унизительно это, и устал я уже доказывать, что «Металлист» в чемпионате СССР соперничает со сборными республик в лице минского «Динамо», «Арарата», «Пахтакора», «Памира». И одолеть их можно только за счет полной концентрации сил и средств. Вылетим в первую лигу, вернуться оттуда будет архисложно.

– Но ведь «Металлист» имеет право стать самостоятельной хозрасчетной единицей, ни от кого не зависимой, как, например, запорожский «Металлург»?

– Пытались, но все коммерческие начинания нашего футбольного клуба, хочу подчеркнуть, абсолютно законные, наталкиваются на какие-то запрещающие инструкции или на непонимание новых руководителей. Кое-что удалось, но это капля в море.

Наш сезонный бюджет составляет сейчас порядка трех миллионов. Сумма ли это для почти 2-миллионного крупнейшего на Украине промышленного центра? Недавно один клуб второй лиги попросил у нас игрока, не всегда попадавшего даже в дублирующий состав. И тут же перевел за него на наш счет 45 тысяч рублей. А мне, чтобы раздобыть для команды такую сумму, приходится снашивать пару ботинок.

Недавно Харьковское альтернативное телевидение полностью воспроизвело пресс-конференцию президента «Асмарала» Аль-Халиди, а следом за ней показало репортаж из нашей команды. Контраст получился разительный.

Для города потерять тех игроков, которых я назвал, было бы катастрофой, уход «Металлиста» из высшей лиги – клеймом на всю жизнь для меня, которого, мне кажется, я не заслуживаю. Ищу хоть какую-то опору для того, чтобы команда могла спокойно жить и работать, и не нахожу.

– Вы много говорите о молодых. Но сколько их появлялось в более светлые для команды времена, выступало за юношеские сборные, а в главной команде страны игроков «Металлиста» как не было, так и нет.

– Харьковчане в сборную попадали, правда, через киевское «Динамо» – Бессонов, Балтача, Каплун. Другим – Есипову, Иванову, Кутепову – не хватало честолюбия, достигали определенного уровня и успокаивались. К тому же периферия не всегда присутствует в поле зрения тренеров сборных. Читаю порой в составах некоторых из них фамилии, не встречающиеся даже в играх дублеров, и диву даюсь: у «Металлиста» игроки такого возраста уже в «основе», а на них ноль внимания. Виноваты и сами: неудачно играем в Москве. Прошу ребят: давайте дадим в столице выставочный матч, на трибуне ведь тренеры всех сборных... Но не удается показать товар лицом.

– Если бы только в Москве не удавалось, все равно очков было бы у вас больше, чем сейчас.

– В числе главных причин неудач я не упомянул еще одну. Сдают игроки среднего поколения. Столько лет в высшей лиге «Металлист» держался в большей степени за счет воли, характера, полной самоотдачи на поле, нежели мастерства. Не столько играли, сколько на заднице по полю ездили. С возрастом азарт, страсть постепенно угасают, а что остается?

И еще. Раньше не было особых причин жаловаться на судейство. А в этом и без того трудном сезоне команду иногда попросту «убивают». Только два пенальти в Душанбе на 92-й минуте чего стоят. Правда, наш вратарь Дудка второй взял, спас команду от поражения, А, сколько было поводов для пенальти в ворота наших соперников! Если в публикуемой вашим еженедельником таблице нам поменяться графой «пенальти» с московским «Динамо», в верхней половине таблицы были бы...

«Металлист» обделен вниманием прессы, которую больше интересуют лидеры, звезды. Вроде бы и поделом ему, Из года в год движущемуся по турнирному пути, словно в веригах. Только вериги эти зачастую искусственные. Вон и судьи туда же: за «прихват» харьковчан ведь строго не спросят, это не московский, не киевский клуб, каждый промах во вред которым грозит вспышкой страстей. А ведь и без того задыхается в кольце проблем молодая, перспективная по своему составу команда, молодой тренер которой и сам еще учится.

Конечно, жизнь наша через край переполнена проблемами, далекими от футбола. И все же тысячам людей победы «Металлиста» приносят куда больше радости, душевного подъема, чем, скажем, ежемесячная выдача по талонам 2,5 кг сахара в отличие от 1,5 – московских. Футбол всегда был в чести у харьковчан, выход команды в первую, а затем в высшую лигу сопровождался аншлагом, да и в группе сильнейших «Металлист» по посещаемости не из последних. Не знаю, насколько богат индустриальный Харьков зрелищами, творческими коллективами союзного уровня, но полагаю, что «Металлист» – одна из немногих его визитных карточек. Неужели предержащим власть и деньги харьковчанам не колет глаз нищета их футбольного флагмана? Ведь угроза его потери вполне реальна. Причем не исключено, что в нынешних условиях найдутся желающие приобрести команду не в «розницу», а оптом. Аль-Халиди и других заражает своим примером.




Наверх


© 2009-2023 E.Argunov, V.Biloshenko