Валентин Крячко - счастливый человек. Интервью с бывшим защитником харьковского "Металлиста". 1997 год

Газета "Спорт" (Харьков)

 

Стоит ли говорить о том, что уровень футбола на территории бывшего СССР заметно снизился? И не поэтому ли участились случаи появления ветеранов в командах разного уровня? Таковы, бесспорно, Сергей Горлукович из московского "Спартака", два Ивана - Шарий и Яремчук - из "Ворсклы" и, конечно же, нестареющий Анатолий Давыдов из санкт-петербургского "Зенита", которому скоро "стукнет" 44!

Среди лидеров западной зоны второй российской лиги появилось новое имя - белгородский "Салют" - ЮКОС. Клуб, ходивший в середнячках, выдал длительную беспроигрышную серию и, как следствие, твёрдо закрепился на 3-ем месте.

Анализируя произошедшее с "Салютом", нетрудно заметить, что триумфальное восхождение случилось после появления в команде украинского "либеро" Валентина Крячко, чемпиона Европы среди юниоров в составе сборной СССР 1976 года, чемпиона мира 1977 года среди юниоров, мастера спорта международного класса, в прошлом игрока харьковских команд "Металлист" и "Маяк", а так же киевского СКА. Вся футбольная биография Валентина как бы ставит перед нами вопрос: как же так вышло, что столь удачно начавшаяся карьера молодого игрока в дальнейшем не продолжилась успехами соответствующего масштаба и во взрослом "футболе"? Глядя на то, как легко и уверенно умудрённый опытом украинский ветеран разгадывает футбольные ребусы противников, я не переставал удивляться той визуальной лёгкости и непринуждённости, с которой он выполнял свою работу. И ещё раз убедился, что не ошибся с выбором героя.

- Давно играете в роли "либеро"?

- Практически всю жизнь, начиная со спортинтерната. Только в "Металлисте" да сборной, где, кстати, "последнего" играл С.Балтача, я играл крайним защитником. Моим кумиром тогда был Франц Беккенбауэр. Сейчас же, когда я стал тренером, мой идеал - это, конечно же, К.Бесков. Если вы видели нашу игру, то не могли не заметить, что я учу молодёжь играть только в пас, преимущественно короткий и средний.

- Валентин, давайте поразмышляем о судьбе одарённого молодого футболиста. Вы один из воспитанников Николая Михайловича Кольцова, и если вспомнить ваших товарищей по выпуску - В.Бессонова, С.Балтачу, В.Каплуна, - невольно возникает вопрос: как же так получилось, что их помнят и по сей день, а вас слава практически обошла стороной?

- Я не обижаюсь на футбол и в общем-то доволен своей судьбой. Даже когда "Металлист" выступал во второй лиге, у меня были приглашения в московский "Локомотив" от Игоря Волчка, в киевское "Динамо"... Но, во-первых, где гарантия, что я пробился бы в этих клубах в основной состав, а во-вторых, я, пожалуй, всё-таки домосед и очень люблю свой родной город.

- Наверное, каждый украинский футболист мечтает играть в "Динамо". Но ни для кого не секрет, что пробиться в состав киевского "Динамо" во все годы было крайне сложно - ведь хороших игроков там всегда хватало на две команды высшей лиги.

- То-то и оно, да к тому же, если бы приглашал сам В.Лобановский, а то ведь, в основном, это делали тренеры-селекционеры. В моём случае А.Сучков, а это уже, как вы понимаете, совсем другое дело. В Киев меня звали дважды: после выигрыша первенства Европы в 1976 году и год спустя после аналогичного успеха на чемпионате мира в Тунисе.

Серёжа Балтача и Володя Бессонов остаются моими товарищами и по сей день.

- Долго ли собираетесь ещё играть?

- Как можно дольше. Я получаю от игры огромное удовольствие. Вот вернулся в команду, и уже одиннадцать туров подряд мы не проигрываем - это доставляет огромную радость.

- А как обстоят дела с материально-технической базой, ну, скажем, в сравнении с вашей прежней командой, харьковским "Металлистом"?

- Небо и земля. У нас нет базы, собираемся только на игру, приезжие живут в гостиницах, а я, например, приезжаю из Харькова. Белгород находится от моего города в каких-то 70-и километрах, однако для того, чтобы добраться от дома до команды, мне приходится пересекать границу!

- А что было раньше?

- В 1986 году закончил играть в "Металлисте" и начал тренировать детей. Набрал группу подготовки при "Металлисте" и одновремённо стал играть за Белгород. Там сначала организовалась команда "Ритм". Вообще-то, в городе было две команды - "Энергомаш" и "Ритм", - их объединили в одну, вот за неё-то я и играл, а параллельно тренировал в Харькове детей, в Белгород приезжал только на игры. Мы играли среди коллективов физкультуры, потом выиграли переходную "пульку" и в 1989 году вошли во вторую лигу. Затем проработал сезон в "Металлисте" в качестве второго тренера, помогал Александру Петровичу Довбию. Как только мы вылетели" из украинской высшей лиги, позвонил мой старый товарищ Леонид Иванович Ткаченко - он тогда был главным тренером в шепетовском "Темпе", - и я два года ассистировал ему в Шепетовке... А затем команда развалилась.

- То есть как - развалилась?

- Дело в том, что финансовое положение оставляло желать лучшего, и в конце концов команды попросту не стало.

- Вы вроде бы закончили играть в 28 лет. Согласитесь, что несколько рановато. Такое происходит обычно вследствие обилия травм, полученных игроком... А что произошло с вами?

- Врачи обнаружили у меня нарушение сердечной деятельности - аритмию, - и я оставил большой футбол.

- Однако вы снова в профессиональном спорте, как это объяснить?

- Прошли годы, и всё встало на свои места, сердце меня больше не беспокоит.

- Вы - харьковчанин, и почти всю свою карьеру в родном городе. Однако был в вашей жизни и киевский период.

- Да, действительно, - с 1981 по 1983 годы я выступал за СКА. Пригласил меня туда Владимир Мунтян, но я не хочу об этом вспоминать.

- Почему?

- Плохо было. Нельзя даже сравнивать ни с Харьковом, ни с чем-либо другим - армейский футбол есть армейский футбол. В 1982 году мы "вылетели" из первой лиги, и меня отправили на полгода служить в часть, пришлось влезть в сапоги. Потом пришёл из армии, сыграл три матча за "Металлист" и перешёл в другой харьковский клуб - "Маяк".

- В высшей лиге вы провели всего лишь 30 матчей. От игрока, чья карьера начиналась так блистательно, можно было ожидать более внушительного послужного списка.

- Я с "Металлистом" прошёл всю вторую лигу, первую. От звонка до звонка...

- Насколько мне известно, вы являетесь по совместительству ещё и одним из тренеров вашей нынешней команды. Тренер - что это слово для вас означает?

- Если уж заговорили о тренерах, то тут никак нельзя обойти стороной человека, воспитавшего меня, - чемпиона СССР 1961 года в составе киевского "Динамо" Николая Михайловича Кольцова. В его адрес только самые тёплые слова. Он дал путёвку в большой футбол многим мальчишкам. Мы были его первым выпуском, и он был для нас как отец, в полном смысле слова. Он всё делал вместе с нами - спал, ел, воспитывал нас. Мы могли подойти к нему с любым вопросом, и всё, что наш выпуск вобрал в себя в плане техники, тактики и понимания игры, целиком его заслуга. Я у него многое почерпнул и, став тренером, не раз вспоминал его с благодарностью. Если бы не он, то в моей судьбе не было бы ни чемпионата Европы, ни чемпионата мира.

- Говоря о том первом чемпионате мира среди юниоров, хотелось бы кое-что уточнить. Известно, что наша сборная в финальном матче с Мексикой сыграла вничью - 2:2, и лишь серия пенальти выявила победителя. Но первые пять ударов также не выявили победителя - и в той и в другой команде по одному удару было не забито. Кому же из наших так не повезло?

- Единственным неудачником в серии пенальти с нашей стороны был Андрей Баль - его удар пришёлся в штангу. Я бил предпоследним, и если не забил, то мы бы проиграли. Но я забил, мексиканцы промахнулись, и удар В.Каплуна сделал нас чемпионами мира.

- И за победу вам было присвоено почётное звание МСМК?

- Да, но не всем, а только четверым. В 1976 году В.Хидиятулин, А.Баль, В.Бессонов и я приняли участие в чемпионате Европы за старший возраст: мы выиграли первенство, и нам дали звание мастеров спорта. На следующий сезон вокруг нас четверых сформировали новую команду. Мы вновь победили, только уже на чемпионате мира в Тунисе, и нам четверым по совокупности дали МСМК, а остальным присвоили звание мастеров спорта.

- Вы украинский игрок, однако выступаете в России - почему?

- Видимо в Украине считают, что я им не подхожу, с из Белгорода поступило предложение. Но я за эту команду, как вы знаете, уже выступал, так что можно сказать, что вернулся.

- И ни о чём не жалеете?

- Нет, я счастливый человек. Не всем суждено играть на высшем уровне. И не каждому, скажу, удалось пройти путь из второй лиги в высшую.

- Вы, по-видимому, однолюб?

- Да, и сейчас мне очень больно ходить на "Металлист" и смотреть на его игру - всё, что было нами создано, ныне повержено в прах.

- Как же это произошло?

- По-видимому, две основные причины этого - распад Союза и уход Е.Лемешко, чей тренерский авторитет для меня так же непоколебим.




Наверх


© 2009-2023 E.Argunov, V.Biloshenko